В соответствии с ФГОС НОО портфолио является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования.
Кроме интересных материалов, живых уроков, стимулирующих видов учебной деятельности необходима определённая система совместной деятельности ученика и учителя, которая разделяет ответственность за процесс обучения между ними. Практика показывает, что в этом поможет языковое портфолио (портфель). Личное портфолио позволяет учащемуся оценить свою собственную языковую компетенцию в различных языках и его контакты с другими культурами. Учителю портфолио учащегося нужно как инструмент формирования и развития умения представлять учащимся свой учебный и жизненный опыт и отслеживать собственные достижения.
Что такое Европейский Языковой Портфель? Это свод документов, где люди, где бы то ни было изучающие языки, собирают и хранят все документы, отражающие их достижения в изучении языка и их опыт в межкультурной коммуникации. Европейский языковой портфолио был разработан и пилотирован Отделом языковой политики при Совете Европы в Страсбурге в 1998-2000 годах как инструмент поддержки развития поликультурности и полиязычия.
В основу языкового портфеля России положен «Европейский языковой портфель». Концепция «Языкового портфеля России» «дает возможность расширить рамки учебного процесса за счёт включения в систему оценки достижений учащихся опыта в аутентичном межкультурном непосредственном и опосредованном общении». Это позволяет учащимся осознавать прагматическую направленность изучения иностранного языка на каждом этапе обучения.
ELP принимается в Европе, как всем понятное, информативное и признанное доказательство определенного уровня владения европейскими языками, достигнутого его обладателем. Документы, содержащиеся в портфолио, отражают все этапы изучения языков и свидетельства о достигнутых уровнях компетенции и используются для представления языкового опыта в подробной документальной форме, соответствующей критериям Совета Европы. В жизни и карьере студента есть много моментов, когда ему необходимо представить свой языковой портфолио — поступление и/или перевод в другое учебное заведение, выбор языкового курса, встреча с работодателем. В этих случаях портфолио будет адресован тем людям, которые принимают самое важное решения для обладателя портфолио. Портфолио важен также и для самооценки и рефлексии изучения языков.
Функции языкового портфеля:
-доказать определенный уровень владения иностранными языками, достигнутого его обладателем;
-отразить все этапы изучения языков и засвидетельствовать достигнутые уровни и компетенции;
-представить свой языковой портфолио при поступлении и/или переводе в другое учебное заведение, выборе языкового курса, встрече с работодателем;
-для самооценки и рефлексии изучения языков.
Цели Языкового Портфеля.
-мотивировать студентов на дальнейшее изучение языков, обеспечивая признание всех их усилий расширить и разнообразить свои языковые навыки на всех уровнях;
-обеспечить официальный документальный перечень всех достигнутых ими языковых и культурологических навыков для представления этих документов при поступлении в учебное заведение или при приеме на работу.
Задачи портфолио:
-образовательная: позволяет учащемуся стать активным участником образовательного процесса, а именно, повышает его мотивацию в изучении ИЯ,
-учит его организовать свою самостоятельную работу и определять рациональные способы совершенствования своих умений, развивает навык рефлексии;
-педагогическая: позволяет педагогу оценивать уровень достижений каждого учащегося, повышать их мотивацию в образовательном процессе, вносить корректировки в процесс обучения;
-социальная: повышает интерес родителей к образовательному процессу, развивает социальную мобильность учащихся.
Разделы языкового портфеля:
Языковой паспорт
-документы, подтверждающие определенный уровень владения европейскими языками на момент предоставления портфолио
Языковая Биография
а) история изучения языка, анализ собственных достижений и прогресса, подкрепленный примерами и фактами языковой биографии;
б) перечень межкультурного опыта , т.е. поездок и контактов, и как они повлияли на развитие компетенций и навыков.
Досье - иллюстрация всех достижений в области изучения языка - примеры эпистолярного жанра – переписка, творческие сочинения, либо наиболее удачные тестовые работы, проекты.
Памятки включают рекомендации по развитию учебных навыков (скорости чтения; умения организовать свою работу, написания эссе, личного и делового письма, резюме), терминологический словарь;
Рефлексия включает оценочные листы и отзывы учителя, одноклассников и родителей о портфеле. Родители оценивают портфолио, отвечая на такие вопросы: Каково Ваше первое впечатление от «Портфеля»? Что вызвало у Вас чувство удивления /гордости? Насколько самостоятельно ученик составлял «Портфель»? Как часто он советовался с Вами? Какие дополнительные материалы/ технологии использовал? Для учителя портфель служит инструментом неформального оценивания достижений учащегося по предмету и развития его личности.
Презентация портфолио проводится ребёнком в классе, на родительском собрании или школьной конференции. Готовясь к презентации, ребёнок отвечает на следующие вопросы: Какую работу провёл для отбора материала в «Портфель»? Что получилось / вызвало трудности? Как организовал информацию? Какие технологии использовал? Была ли работа над портфелем полезна для твоего продвижения в области данного предмета?
Портфель учащегося может быть эффективно использован учителями разных предметов, преподавателями элективных курсов в предпрофильной и профильной школе, а также классными руководителями для накопления и обобщения опыта и достижений учащихся по изученному курсу/ циклу предметов или за определённый период времени. Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Материал собирается на протяжении всего периода обучения, внедрять технологию нужно уже на ранних ступенях.
Библиография:
1. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки: его цели и содержание, Теория и практика обучения иностранным языкам, Айрис Пресс. - Москва, с. 204
2. Гальскова Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков, Иностранные языки в школе, №5-2000г., с. 7-8
3. Полат Е.С. Портфель ученика, Иностранные языки в школе, №5-2000г., с. 22
4. Симкин В.Н. «Современные языки: изучение, обучение, оценка. Общеевропейская компетенция», Иностранные языки в школе, №5-1998г., с. 86
5. Школа «Унисон». Книга для педагогических партнеров – С-П, 2005, с. 67